Fred (fredmaj) wrote,
Fred
fredmaj

Categories:

"И-флэшмоб"

У меня не так много этих "и", всего два - зато масштабные:

от boldogg
Фред и ортодоксальный иудаизм
1. Начать с того, что про различия иудаизма я узнал сильно не сразу, когда начал себя, как иудея именно, идентифицировать.
2. Ортодоксальность моя в этом отношении и в этом возрасте (16 лет) проявилась в полной мере: я упорядочивал продукты в холодильнике, доводя окружающую среду до цугуньдера. Дело кончилось закономерно: мама сказала "Тебе надо? ты и готовь".
3. Так, благодаря ортодоксальному иудаизму, я начал готовить. До сих пор не могу остановиться!:-)
4. В силу того, что быть евреем в начале девяностых в городе Волгограде было сложно чисто идеологически (нет, морды не били, просто сведения брать было толком неоткуда, у нас даже синагоги не было, в ее здании с после-войны и до сейчас располагается физиотерапевтическая поликлиника - вот такой интересный девайс), то к нам приезжали разнообразно-направленные волонтеры. Первыми, в силу мобильности, были сионисты, то есть - СОХНУТовцы. А за ними шла тяжелая артиллерия в виде ортодоксов. Первые были активны и веселы, вторые серьезны и странны. Почему-то привлекли и те, и другие.
5. С именно ортодоксальным иудаизмом я познакомился более-менее близко на семинаре организации, которая называется "Эш-А-Тора" ("Огонь Торы"). Две недели в доме отдыха под Звенигородом (зимние студенческие каникулы) дали офигенный эффект: я проникся, мне понравилось, я был готов продвигать О.И. (задолбался писать длинное слово) дальше в массы... словом, если бы что - наверное, я даже попробовал бы стать раввином... одна загвоздка - по полу не проходил.
6. Вот тут и вскрылись трагические противоречия между мною и ортодоксальным иудаизмом.
7. Нет, на случай полного отсутствия образованного или хотя бы знающего персонажа мужского полу по паспорту, женщина по паспорту может и седер вести и что попало. Я таки да, вел, аж дважды - один раз вышло так себе, второй даже хорошо, на третий, кажется, кто-то приехал из Саратова, лектор, что ли, заодно на Песах попал - и, разумеется, все сделал сам, даже пел (вот этого я никогда себе не позволял! окружающих жалко было:-))
8. Но тем не менее трагическое несоответствие... (см. пункты 5 и 6)
9. В Израиль, как ни смешно, я приехал куда более светски настроенным, чем был в свои 16-19. Но тем не менее реформистское направление, в котором, при определенном стечении обстоятельств я бы и мог стать раввином, меня не влекло. Впрочем, меня тогда религия мало влекла, скорее шла фоном: ну, шаббат, ну, кашрут, а что такого? - нормально, отступление ничем не карается законодательно, Раанана - город вполне либеральный, ну, не жри на улице сэндвич с ветчиной в Йом-Кипур - и будет тебе счастье.
10. Мне по-прежнему многое интересно и кажется логичным в иудаизме - ортодоксальном или нет, это уж второй вопрос (ультра-ортодоксы вот тоже есть. Это уже перебор на мой взгляд. Но ведь речь не о них?). Собственно, для меня так как-то сложилось, что нормально христианство из иудаизма выходит - как закономерное продолжение. Ну, все ведь было заложено, все условия, пророчества там, да и вообще. Ну, вот, сбылось. Теперь живем дальше:-)

Уфф... самое сложное позади:-))
Теперь - от arkthur_kl
Фред и театр.
1. Фред и театр плотно сосуществуют вместе очень недавно, что лично у меня вызывает недоумение: как я столько пропустил?
2. Первое столкновение меня и театра, понятное дело, произошло в детстве. Спектакль нашего ТЮЗа (в смысле - Театра Юного Зрителя) назывался "Верить ли Лопотухину?" - пьеса была про школьника, который рассказывал, как к нему прилетали инопланетяне. Ему, разумеется, не верили, а в финале на школьный двор приземлялось НЛО. Ходил я на этот спектакль с маминым классом (в смысле - который она вела, как классный руководитель) будучи еще дошкольником. Видимо, тогда-то на мою неокрепшую психику... а другим теперь расхлебывать!:-)
3. Второе столкновение меня с театром, которое можно считать сколько-то значимым, было с появлением в Волгограде такого чуда, как НЭТ - то есть Новый Экспериментальный Театр. Чем-то неуловимым он напоминает мне теперь то ЮЗ-нынешний, но без маразма, то Шаубюне в провинциальных масштабах. Да, жил этот НЭТ в здании Волгоградского драмтеатра, знаменитого тем, что в свое время из него за профнепригодность (правда, я читал и версию, что "за аморалку") выгнали Смоктуновского. Да, и еще - Сталинградский драмтеатр был первым, где поставили булгаковский "Бег" в пятидесятых каких-то. Эти два факта - предмет моей личной гордости, неизвестно почему.
4. НЭТ заслуживает, наверное, еще пары слов. Появился он в Волгограде, кажется, году в 90-м, или, может, чуть раньше, сменив, как я уже говорил, классический драмтеатр. В нем (еще в старом) я смотрел, кажется, "Ревизора" по школьной программе, но не поручусь, может, и путаю. А вот НЭТ явился в наш город с топотом и грохотом экспериментами над всем, что попадало под руку. К примеру, на сцене устроили бассейн, в "Ромео и Джульетте" в первом акте в этом бассейне то ли драка была, то ли еще какая-то сцена, партеру тогда полиэтиленовые фартуки выдавали вместе с билетами. В том же спектакле изумительная Джульетта в любовной сцене с Ромео была топлесс - это вызвало большой скандал производило впечатление, причем далеко не только эротизмом своим, но - по-моему - какой-то странной простотой и искренностью.
Второй спектакль НЭТа, который я помню до сих пор - "Самоубийца" Н.Эрдмана. Как оказалось, я много оттуда помню, особенно помню Подсекальникова и табуретку:-). Подсекальников был немолод и... наверное, он был очень настоящим, потому так и запомнился: "Подсекальников. Индивидуум!". А табуретка была элементом сценографии (что-то в воздухе висело? в 2001, что ли, году, когда ЮЗ ставил "Самоубийцу" все декорации там оказались конструктом из икеевских табуреток из массива сосны. Так до сих пор их в спектакле и валтузят туда-сюда, одна уже сдалась, прочие держатся). НЭТовская табуретка была метров 5 высотой, на нее залезал на монологе Подсекальников, под ней была их коммуналка, ножки оказывались шкафами... Словом, что-то было "новое! новаторское!", но при этом далеко не всегда пустое, было и со смыслом. Как сейчас - не знаю. Боюсь, что сильно иначе...

UPD: Вот он, Подсекальников - Валерий Гурьев.
А вот - сайт НЭТа. Оказывается, если надо, то все можно найти в сети, даже то, что казалось уже давно утраченным. Кстати, вспомнил еще два спектакля, которые видел в НЭТе: "Трамвай желание" и "Госпожа министерша". Гурьев играл и в том, и в другом, вместе с Лидией Матасовой, впрочем, как и в "Самоубийце" - она играла Клеопатру Максимовну.
Что же до того, что сейчас все сильно иначе... Да, похоже, что - так. Какая-то общая тенденция, что ли?

5. Я не помню, почему вдруг я решил, что мне нужно играть самому? Почему-то решил. И по-моему в том же году (то есть - в 1991 по осени, да, в мои 16) увидел объявление, написанное краской на асфальте: "Театр-студия объявляет набор..." Адрес был - Дворец Пионеров Ворошиловского района, по сути - в двух шагах от моего дома (это почти не преувеличение! Это через два дома от моего). Да, мои 16 лет - это причудливый возраст, как у меня сочетались разом: театр, иудаизм, подготовка к вступительным и (угу) влюбленность - я не знаю. Как-то сочетались, и, видимо, плохо, т.к. с первого захода что-то получилось только со вступительными.
6. Театр-студия тогда еще никак не называлась, определяли ее по фамилии режиссера - Федотов. Народ там был разный, разновозрастный, я был на границе между детской и более-менее взрослой частью. В репертуаре студии был спектакль, с которым они что-то даже выиграли - "Чудная баба" Н.Садур. Жаль, я его не видел, не представляю, как это ставить, а ведь ставили. Прима на тот момент ходила с короткой стрижкой, потому что на спектакль побрилась. Для женщины за тридцать в 91-м в Волгограде такой поступок был даже не эпатажем, а чем-то куда глубже и круче! (меня же стремануло, я подумал, что делал бы, если бы так же пришлось - мне? тогда, наверняка, отказался бы, а теперь - скорее всего нет. Может, в возрасте дело?). Когда я пришел, Федотов решил ставить "Маскарад" для старших (и части новопришедших), а младшим достались новогодняя елка и одна сцена для конкурса. Сцену мы ставили из пьесы Б.Шоу, как она называлась - я не помню, почему-то кажется, что "Бацилла", но так ли? Ставили только первую сцену с ограблением:-), даже что-то получили, какое-то место. И "Маскарад" тоже вышел, в мае, я почти не ходил уже тогда в студию - т.к. экзамены были на носу, причем все, и выпускные и вступительные. Но в "пластическом оформлении" Маскарада участвовал, даже реплика у меня была одна: из положения "полу-мостик" (я был крупный, но гибкий персонаж:-)) "Ах матушка, какая в том причина, что умерла кузина?". А потом было лето, экзамены, поступление... и к Федотову я больше не вернулся.
7. Да, примерно вокруг этого периода исканий и самоопределения мне уперлось поступать в какой-нибудь театральный. Мама приводила аргументы против, разные, от логичных "куда ты потом пойдешь? в лучшем случае - массовиком в детский сад, зачем тебе это?" до "ты же даже стирать не умеешь!" Убедил меня тот факт, что на вступительных надо петь. Слуха у меня нет и не было, опозориться, слажав, я, почему-то, боялся больше, чем иной самурай - признаться, что хочет есть. Потому никуда не поехал и даже не пошел (можно было бы поступить в волгоградский "Кулек", в смысле - институт культуры, но я не знаю, какой там уровень), поступил в итоге в мед.академию, где и проучился...
8. Наверное, это и есть незавершенный гештальт? Правда, этот гондурас меня не слишком беспокоил, может, зрел? Хотя возможности где-нибудь поиграть:-) я изыскивал часто. Благодатной почвой для этого оказалось мое еврейское происхождение:-) и ВЕКПО - Волгоградское Еврейское Культурно-Просветительское Общество (см. ответ Больдогу:-)). Пуримшпили ставили - но видимо, это было как-то... ну, не совсем то. А потом почти все мои ровесники и друзья по ВЕКПО уехали в Израиль, дорожки наши временно (а потом и до сих пор) разошлись... "И так прошло немало лет", точнее - до... А, ну, да, до 2002 года:-) - лет 6 получается? ну, как-то так, плюс-минус. Разных лет, не скажу, что пустых, нет, но если брать по теме, то единственное, что было - пьесы, в основном Булгаков, перечитал, наверное, все, что под руку попадалось. Даже "Батум", хотя по нему было видно, что под давлением плохо пишется.:-) А потом наступил, нет, не кризис и не ледник - просто момент, когда я вышел в жизнь, держа мой роман в руках на форум сетевой игры "Север и Запад". Потом был приезд в Москву, потом - игра в Израиле, потом переезд меня сюда окончательно и...
9. и начались ролевые игры. В принципе, этот способ проявления себя, способ игры, деятельности и т.д. был для меня почти идеален. Петь, если что, не надо, а прочее - да сколько угодно! И театр, и жизнь, ты и актер, и режиссер, и зритель, и участник! Словом, полный набор. Плюс еще возможность прикоснуться к чему-то настоящему, если вы понимаете, о чем я толкую. И до 2009 года этого как-то хватало, хотя Театр (тм) уже ходил вокруг меня, или я - вокруг него?
10. Признаюсь - это был не ТМ, а ЮЗ-театр, доставшийся мне поначалу в рассказах Натали, а после уже ставший... да, много, наверное, чем. Стимулом для появления "Золотой телеги" "Блистательной кибитки" как минимум. И не только, и больше, и страньше:-). Впрочем, тут можно сказать много слов и не попасть в нужные. Просто так получилось, что наконец-то совпали в одной жизни - Фред и театр.
11. Не знаю, принцип это или что. Просто еще от Федотова у меня осталось четкое знание: нельзя врать на сцене. Сцена - в пределе - это правда, нельзя играть, если в роли врешь. На сцене словно увеличительное стекло стоит и любая фальшь в нем виднее. Но и правда - тоже виднее. То самое настоящее, ради которого и... Наверное, ради которого стоит играть? наверное.
Чего-то много я наговорил. Суть в чем? - мне просто нравится играть. Очень. Чем дальше, тем больше. Я еще не наигрался!:-) Так что надеюсь, театр будет и дальше.
Tags: ЮЗ, прожизнь, простотак
Subscribe

  • вона че, однако!

    А кто вы в сказке? А кто вы в сказке?

  • Доммилыйдом

    Знаете, что такое счастье? Это когда к тебя за стеной квартиры ошалелый перфоратор... а ты уже полгода, как живешь на даче:)

  • Вопрос залу

    Третий раз за неделю, что ли, приходит письмо с отправителем instargam и вполне такого характерного вида, как разные уведомления. Мол, дорогой Фред,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 27 comments

  • вона че, однако!

    А кто вы в сказке? А кто вы в сказке?

  • Доммилыйдом

    Знаете, что такое счастье? Это когда к тебя за стеной квартиры ошалелый перфоратор... а ты уже полгода, как живешь на даче:)

  • Вопрос залу

    Третий раз за неделю, что ли, приходит письмо с отправителем instargam и вполне такого характерного вида, как разные уведомления. Мол, дорогой Фред,…