Fred (fredmaj) wrote,
Fred
fredmaj

Categories:

Размышления о клятвах, навеянные событиями ВСК и последующими

я, конечно, понимаю, что с точки зрения многих и многих текстологов сейчас буду открывать Америку через форточку, да и сам размышлизм сыроват пока . Ну и ладно:-). Видимо, это состояние - не могу молчать.:-).

По итогам прошедшей игры я вижу один (среди множества) момент, видимо, нужный для тех, кто будет играть лордов-феанорингов. Наш (в смысле - игроцкий) баг в том, что мы - современные люди, дети городов, разнообразный офисный планктнон, свободные художники и прочие люди 21 века - не можем _полностью_ понять, что были в Арде - слова и клятвы. Один пример только - игротехнический персонаж Галенфэа не забыл и сообразил, что тут к чему, у прочих - промах, большой или малый, а есть. Для феанорингов этот момент особенно важен - понимание цены и значения сказанного слова. Для современного человека, похоже, необходимо, чтобы сказанное слово было записано, заверено юридически - да и тогда тоже можно повыкручиваться среди формулировок. Не для всех людей так, но - для многих. Особенно - если сказанное слово как-то... ну, скажем так - задевает репутацию, понты и т.д., или вызывает к сказавшему негатив, осуждение или там - что похуже, всякое бывает.

А теперь - уже ближе к теме, то есть - к играм.

Легко - на игре! - исполнить клятву, данную Финродом Берену. Легко, потому что у нее явный положительный этический вектор, легко, потому что она приводит, хоть через смерть, а к праведному пути. Легко именно на игре еще и потому, что смерть на игре - не смерть в полной мере, не прекращение даже игры, а продолжение... ну, словом, все хорошо в итоге для тех, кто исполняет эту клятву. Хотя и в ней есть подводные камни, но, играя положительный путь, можно не продумывать его до дна - путь может и сам повести. (хотя, повторюсь - если задаться целью, то игрок многое может накопать и тут, хотя бы тот факт, что клятва Барахиру и ее исполнение идут в конфликт с клятвой или ответственностью лорда народа...). Но, повторю, с морально-этической точки зрения клятва Финрода не давит и приности только положительные плоды, будучи исполнена.

Клятва же феанорингов - штука, об которую сломалось дофига копий, дело, которое или экстатически превозносят (НАША КЛЯТВА!! Святая Клятва! Исполнить любой ценой!!) или не менее страстно гнобят (преступная, кощунственная, недопустимая!). Второе для меня - куда ближе, не вопрос, нет, не с такой страстностью, но все же. При этом забывается один момент: Клятва была сказана. Она - уже - в ткани мира, ее нельзя сделать небывшей. И - еще один момент, про который забывают - ее нельзя исполнить, избыть или обойти в рамках законов мира.
Объясню свою мысль неглубокую.
Есть несколько общих мест, не имеющих опоры в текстах. Это - ага - эльфийские лорды, сплошь целители-возлагатели рук, это - мысль о том, что можно найти некую третью сторону и на ней сидеть, и это - мысль о том, что Клятву можно исполнить, добыв все три Камня. Добыть, а потом - ну, в зависимости от темперамента - кто считает, что нужно поплыть в Валинор и просить прощения, кто - что нужно идти на Моргота и навалять ему лично... кто - что нужно отдать свет Камней - миру (погрузить на Эарендиля, ага... только лично феанорингами!), кто - что теперь вот можно будет жить свободно...

нельзя.

Правда, нельзя. И даже передать Камни кому-либо достойному (Эонвэ, Эльвинг, Берен и Лютиэн) никто из феанорингов не может - если только вспомнит собственно текст.
я его весь приводить не буду - не хочу и побаиваюсь. Но - нигде по тексту нет упоминания о том, что Феанор и его род клянутся добыть Камни. Тем более - добыть и успокоиться на том. Нет, по тексту говорится о том, что "смерть принесут они до конца времен, горе до скончания мира" - то есть время исполнения Клятвы ограничено только существованием этого мира. Успокоиться не выходит - не клялись.
Далее - не добыть, а именно принести смерть и горе. Так - собственно, и Дориат, и Гавани - вполне укладываются в исполнение Клятвы (однократное, ага), однако никакого толку и никакого облегчения не происходит от этого - напротив. И собственно просьбы отдать Камень, обращенные к Диору и Эльвинг как раз больше похожи на попытку вывести этих персонажей из-под действия Клятвы (помноженное или нет на жажду Камня, как такового - это уже второе): те, кто отдадут добровольно "нам" (то есть - им, да), уже не упомянуты, равно как и воскресшие - этих Феанор не предполагал, ясное дело.
Еще далее - те, кто готов (на игре, да, только) действовать "умнее Маэдроса" (или кто - как я - пишет рассказы про то, как можно было бы - см. "Восход Эарендиля", одно только в плюс мне - что рассказ этот о сне, сне о небывшем), то есть - уговорить, например, а потом подарить этот Камень - да хоть бы и Эльвинг обратно или же - "самой чистой деве", или тем же Берену с Лютиэн - забывают об одном нюансе. О фразе "...или отдаст, но не нам", точнее - "в руку возьмет, найдя, сбережет или отбросит прочь" - что, на самом деле сравнимо.

Потому что - представим ситуацию... нет, не ту, что сложилась у нас на ВСК, иную, гипотетическую: узнает кто-либо из феанорингов (реальных, не игровых) о подвиге Берена и Лютиэн. Зависти у него нет, чистая радость - надрали задницу Морготу, вот молодцы! Ну, или там - Тол-ин-Гаурхот вынесли, тоже большое спасибо. И идет он, радостный, поздравить их с победой... даже и пару шагов делает - а потом о-па! да они ж... ё-моё, а они за чем же ходили-то? то есть - и добыли даже, получается... то есть - пункт энный: в руку возьмет, или найдет, или сбережет, или выбросит... а тут - только что не нашли, прочее есть... н-да, наверное, лучше туда не ходить, нечестно выйдет...
а теперь посмотрим на игрока в среднем по больнице. Играет этот игрок - Маэдроса. Хороший игрок (в среднем), книжку читал, персонаж нравится - или трагизмом, или благородством, или всем подряд - ну, по разным причинам. И понимает игрок, что кроме трагизма-благородства есть у его персонажа Клятва. О! А почему бы и не исполнить? как? - а просто: добудем Камень, и вся недолга! жжет, да? по текстам, да? А если все три добыть - тогда же Клятав окончится, вся! А, все равно жечь будет? Ну... ладно, пусть тогда будет лежать в сокровищнице... или вот - отдам своей любимой кошке в гнездо положить! или этой... чистой сердцем деве из дружины - чем она хуже Лютиэн? Или вот - тот же "Восход Эарендиля" - отдам я его в Гаванях Эльвинг, почему нет? Ведь если она мне его добром отдаст, то она уже из-под Клятвы уходит, дело за малым - не сидеть же с Камнем до конца мира! Как? - а просто: бери его, дорогая Эльвинг, обратно.
...
И получается, что прекрасный и благородный лорд - во-первых, подпадает под пресловутый пункт про "отдаст, но не нам", а во-вторых - обрекает братьев на то, чтобы теперь они горе и смерть до конца мира приносили родному брату.
Что-то мне подсказывает, что Маэдрос и об этом тоже думал. Он-то формулировки Клятвы точно знал. Видимо, потому и исполнил ее наконец - единственным способом.

Да, и еще. Кажется, что Клятву можно исполнить по частям. Сначала один Камень, потом - второй-третий... нет, боюсь, что - нет. Из-за предельной не-обходимости (в смысле - не обойдешь их никак) формулировок и неограниченности по времени.

А для игроков этот момент, видимо, предельно необходим в плане продумывания персонажа. Чтобы не пытаться стать "умнее лорда", а попытаться хотя бы представить себе - как ему было на деле. Потому что он-на-деле знал, что такое - сказанные слова, что такое - Клятва, засвидетельствованная Валар, он на деле жил с этим... феноменальным явлением, которое не обойти и не исполнить, он жил, признавая прошлое - имевшим место, а не таким, которое "тут помню - тут не помню". И не смотря на весь этот набор - остался Лордом Нолдор.
да, это очень сложная задача. Очень, но это возможно, честное слово. Тем более, что - не до конце времени ведь.
только до конца игры.
Tags: Арда, игры, размышлизм
Subscribe

  • Завтра на Весконе

    Во-первых - вот: во-вторых - вот: прямо настойчиво приглашаю всех:-)

  • Тюрьма и Воля, не-отчеты

    а стихи. Больше, чем с этой игры, кажется, у меня только со "Следствия" и было (правда, не сразу и не так вот... концентрировано, да). располагаю по…

  • Тюрьма и воля, пьеса-эпилог

    25-27 октября прошла игра МГ "Телерийский десант" Тюрьма и воля. Место действия - город Дубравник, некий аналог Харькова, время действия - осень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 49 comments

  • Завтра на Весконе

    Во-первых - вот: во-вторых - вот: прямо настойчиво приглашаю всех:-)

  • Тюрьма и Воля, не-отчеты

    а стихи. Больше, чем с этой игры, кажется, у меня только со "Следствия" и было (правда, не сразу и не так вот... концентрировано, да). располагаю по…

  • Тюрьма и воля, пьеса-эпилог

    25-27 октября прошла игра МГ "Телерийский десант" Тюрьма и воля. Место действия - город Дубравник, некий аналог Харькова, время действия - осень…