?

Log in

No account? Create an account
About this Journal
Current Month
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
14 дек, 2007 @ 02:38 Эльфийское целительство - методы, вопросы, недоразумения
Текст доклада, прочитанного на Зиланте. Комментарии приветствуются:-)


Эльфийское целительство – источники, методы, недоразумения


В данном докладе я не столько собираюсь строить какие-либо предположения, но скорее хочу обозначить проблему отыгрыша эльфийского целительства, и собственно проблему отделения действительно упомянутых в текстах Толкиена положений от неких «общеизвестных фактов», тем не менее, не имеющих текстовых подтверждений.

На большинстве игр неизбежно отыгрывается целительство – и, так как людской вариант этого искусства можно хоть как-то реконструировать, исходя из сведений по истории медицины, то основная проблема заключается в отыгрыше именно эльфийского целительства, точнее – в соответствии методов и способов оного миру Арды. Сведения о том, что и как могли исцелять эльфы, в текстах Профессора есть, однако они не систематизированы, а кроме того разбросаны по многим отдельным произведениям. Возможно, и в этом тоже кроется причина того, что на играх в основном применяются именно что «общие положения», что-то, что «и так все знают». Например, «все знают», что эльфы исцеляют силой фэа и наложением рук, что стоит эльфу-целителю взять в руки меч, как у него сразу же пропадает целительский дар, что любой эльфийский лорд – по умолчанию целитель и может призвать фэа своего верного чуть ли не с порога Мандоса и что едва ли не любой эльфийский целитель способен передавать раненому свои или какие-то еще жизненные силы. Некоторые из вышеназванных методов находят подтверждение в текстах, некоторые же вовсе никак не подтверждаются или являются чем-то вроде слишком широко трактованного допущения.

Вкратце надо коснуться собственно источников, то есть – текстов, содержащих упоминания случаев целительства или неких общих законов, касающихся этого искусства. Большинство данных упоминаний, к сожалению, изложены «россыпью» – похоже, единой теории эльфийского целительства Толкиен так и не выработал. Впрочем, может быть, что и не собирался, т.к. медицина не была его специальностью. Основная часть упоминаний относится к ВК. Связаны эти отрывки по большей части с деятельностью Арагорна и Элронда (однако на примере именно этих персонажей выводить какие-то общие закономерности несколько проблематично – о чем см. ниже); кроме того, есть упоминания об исцелениях, совершаемых Лютиэн (как в «Сильмариллионе», так и в поэтической «Лэ о Лэйтиан»), упомянуты так же Белег и Маблунг (в тексте «Нарн и Хин Хурин» и сопутствующих текстах); наконец есть наиболее систематизированный текст, касающийся целительства и целителей-эльфов – хорошо известный отрывок из «Законов и обычаев эльдар». С этого текста имеет смысл начать более детальное выяснение закономерностей и методов исцеления, описанных Профессором.

*
«Законы и Обычаи Эльдар» - наиболее полный и теоретический текст. Вот что говорится в нем касательно целительства и целителей:
"К примеру, искусством исцеления и всем, что касается забот о теле, у всех эльдар занимаются по большей части нисси, в то время как мужчины-эльфы берутся за оружие в случае нужды. И эльдар полагают, что причинение смерти, даже когда оно законно или необходимо, уменьшает целительную силу, и что преимущество нисси в этих делах происходит скорее от того, что они не принимают участия в охоте или войне, чем какой-либо особой способности, связанной с их женской сущностью.(…) С другой стороны, многие мужчины-эльфы были великими целителями, искушенными во всем, что касается живого, и они не ходили на охоту и на войну, пока крайняя необходимость не принуждала их к этому.
(…) в те начальные времена смерть наступала более часто, ибо их тела были тогда менее отличны (27) от тел людей, и власть их душ над их телами была менее совершенной.
Тем не менее эта власть всегда была больше, чем та, которой когда-либо владели люди. С самого начала главное различие между эльфами и людьми было в судьбе и природе их душ. Феар эльфов суждено было обитать в Арде, пока та существует, и смерть плоти не отменяет этого предназначения. Потому их феар крепко держались за жизнь "в одеянии Арды", и далеко превосходили души людей во власти над этим "одеянием", с самых первых дней защищая их тела от множества несчастий и угроз (таких, как болезни), и быстро исцеляя их от ран, так что они оправлялись от ранений, которые могли оказаться смертельны для людей.
С течением веков преобладание феар эльфов все росло, "сжигая" их тела (как было уже отмечено). Итог этого - их "истаивание", как люди это называют, ибо тела эльфов становятся, в конце концов, не более чем памятью, хранимой феа, и этот конец уже наступил во многих местах Средиземья, так что эльфы воистину бессмертны и их нельзя уничтожить или изменить. Однако чем дальше мы углубляемся в историю, тем чаще мы читаем о смерти эльфов древности, и в те дни, когда дух Эльдалиэ был юн и еще не совсем пробудился, смерть для них казалась мало отличимой от смерти людей"
.
Из цитаты видно, что фэар эльфов доминируют над хроар, в результате чего эльфы защищены от болезней и быстро исцеляются от ран. Кроме того – целительством среди эльфов занимаются женщины не столько в силу особенностей «женской природы», сколько из-за неучастия в войнах и/или охоте. Исходя из вышесказанного мы попробуем классифицировать собственно описания целителей и их методов.

Итак, по корпусу текстов можно выделить следующие группы:
1- полное соответствие положениям, изложенным в «Законах и обычаях»
2- кажущееся несоответствие
3- необъяснимый случай
4- сложный случай

Далее рассмотрим каждую из групп подробнее – с учетом личностей и их целительских методов

*
В первом случае наиболее наглядный (если не вовсе единственный) пример – Лютиэн. Сразу замечу, что ее можно отнести и к пункту 4, как сложный случай – полумайэ. Но пока следует начать с наиболее характерного эпизода. Ниже – цитата из поэтической «Лэ о Лейтиан»:

XVIIb Healing Beren of arrow-wound
Тогда она, плача, опустилась рядом
С Береном, и старалась остановить
Текущую кровь, что быстро струилась из раны.
Она отбросила одежду с его груди,
Выдернула из плеча острую стрелу,
Дочиста омыла его рану слезами.
Затем пришел Хуан и принес лист, -
Главный среди всех исцеляющих трав,
Что растет, вечнозеленая, на лесных полянах
С длинным и сероватым листом
.
Хуан знал силу всех трав,
Поскольку много путей прошел по лесу.
Тогда он [= лист] быстро успокоил боль
Покуда Лютиен напевала в сумерках, -
Песню, останавливающую кровь, которую эльфийские жены
Пели долгие годы этой печальной жизни
Среди войн и оружия
, она сплетала над ним
.

Здесь сразу видно, что Лютиэн использует несколько методов разом – это и «целебный лист» (в примечаниях Кристофера Толкиена помечен как ацелас) и «песня, останавливающая кровь». Причем лист используется как болеутоляющее средство, а кровь останавливает именно песня, причем та, что «эльфийские жены пели долгие годы этой печальной жизни среди войн и оружия». То есть – кровоостанавливающая песня является обычным методом целительства, который используют «эльфийские жены» в тот тяжелый для жизни период – среди войн и оружия. Можно предположить, почему именно песня используется для остановки кровотечения – однако, это будет именно предположение, никак не подтверждаемое текстами, но выводимое из них более-менее логично. Поэтому предположу, что определенный частотный рисунок мелодии вызывал замедление сердечного ритма, снижение скорости кровотока и, возможно, ускорение тромбообразования в поврежденных сосудах. Но, повторяю, это только предположение. Однако описание метода, причем достаточно подробное у нас есть.

Что еще упоминается по корпусу текстов в качестве обычных целительских средств и методик, кроме вышеописанных песен и целебных трав? В первую очередь это – лембас, применяемый в качестве лечебного средства.
«Пищу сию лишь эльдар умели приготовить. Была она создана для удобства тех, кто имеет нужду отправляться в долгий путь по диким местам, или же для раненых, чья жизнь в опасности.
(…)
Так, зерно сие имело в себе силу жизни Амана, кою могло отдать тем, что имели нужду и право вкушать хлеб. Будучи высеяно в любое время года, кроме лишь морозной зимы, вскоре прорастало оно и росло быстро, хоть и не разрасталось в тени растений Средиземья и не вынесло бы ветров, веявших с севера, покуда Моргот обитал там. В остальном же нуждалось оно лишь в малой толике солнечного света, чтобы созреть; ибо поднималось быстро и умножалось силой любого света, падавшего на него
.
(12 том, «О лембасе»)»
Итак, здесь описано одно из свойств лембаса, важных при использовании этого средства для исцеления. А именно – зерно, из которого приготавливают лембас, содержит в себе «силу Амана» и «силу любого света, падавшего на него (зерно)». Силы эти лембас может отдать тем, кто нуждается и в праве «вкушать хлеб». (Кстати же, необходимость быть в праве на лембас хорошо видна в эпизоде в болотах Эмин Майл – когда Голлум оказывается не в состоянии проглотить кусок «эльфийской лепешки»).

Кроме этого в текстах упомянуты:
– целебные мази(1);
- целительные воды(1);
- целительные свойства камней и колец, описанные на примере Элессара и кольца Нэнья(1),
- а так же исцеляющая сила отдыха, который дарует валиэ Эсте (см. прим.1)


Кроме того довольно много сказано о самоисцелении эльфов:
В «Законах и обычаях эльдар» - цитату см. выше
«…их собственные [эльфийские] феар, созданные, чтобы оставаться в Арде до конца, сообщали долговечность их телам: они по опыту знали, что гораздо лучше, чем люди, владеют своим телом (Пpим. авт. V).
Поэтому они могли совершать более длительные и тяжелые физические усилия (подчиняясь порыву воли) и не испытывать при этом усталости; они не были подвержены болезням; они быстро исцелялись от ран, которые для человека оказались бы смертельны, и могли подолгу выносить сильную физическую боль. Однако от повреждения жизненно важных органов или от слишком тяжелых травм их тела все-таки погибали; кроме того, они не могли восстановить утраченные части тела (отрубленную руку, к примеру). С другой стороны, эльфы могли умереть - и умирали - по своей воле: например. от сильного горя или тяжелой утраты или разочарования в своих целях и стремлениях. Такая добровольная смерть не считалась преступлением, но все же это был проступок и, возможно, следствие какого-то изъяна или порока в феа, и тем, кто приходил к Мандосу таким путем, могли и не разрешить воплотиться снова
. («Атрабет, Авторский комментарий»)»

*
С учетом вышесказанного можно перейти к рассмотрению случаев кажущихся несоответствий положениям «Законов и обычаев эльдар» и необъяснимым случаям. В качестве несоответствия именно кажущегося в корпусе текстов упомянут Маблунг – воин Дориата, так же упоминаемый как целитель:
«вести о твоих делах не дошли бы сюда, если бы Халдир и Хундар не ушли на Нирнаэт. Там они пали, но [семеро >] трое из их отряда вернулись, ибо Маблунг Дориатский спас их и излечил их раны» (11 т. «Скитания Хурина»)
Согласно положениям «Законов и обычаев» Маблунг – воин, посему целителем быть не может, т.к. воинское искусство – основное его занятие. Но можно предположить, что в данном случае речь идет только о «продвинутой» первой помощи, которую, наверняка, мог оказать едва ли не любой эльфийский воин или охотник, используя свои знания о живых организмах. Исходя из этого предположения, я отношу случай Маблунга к кажущимся несоответствиям.

Но второй дориатский воин относится, скорее, к случаям необъяснимым. Это Белег Куталион, многократно упомянутый как целитель. Ниже приведено несколько цитат:
«Белег, уступив своей любви вопреки разуму, остался с ним и не ушел: в то время много сделал он для блага туриновой шайки. Он лечил больных и раненых и давал им лембасы Мелиан, и они излечились скоро, ибо, хотя Сумеречные Эльфы и уступали в мастерстве и знании Изгоям из Валинора, в Средиземье их мудрость была для людей недосягаема (in the ways of the life of Middle-earth they had a wisdom beyond the reach of Men).(Сильм, «О Турине Турамбаре»)»
«Тяжелы были раны Белега, но был он могуч меж эльфов Средиземья, и к тому же искусный целитель (and he was moreover a master of healing). Потому он не умер, и силы медленно возвращались к нему…(Сильм, «О Турине Турамбаре»)
/…/
«[после прихода в шайку]
Утром Белег, быстро исцелившись от своих ран, как было свойственно эльфам древности, поговорил с Турином наедине.
(Нарн и Хин Хурин)»
/…/
«Тогда пришло в сердце Белега, эльфийского охотника, искать Турина так скоро, как исцелятся его раны. Это произошло за немного дней, поскольку умел исцелять («Турамбар и Фоалоке», Лосты-2)»
Несколько раз упоминающееся «целительское мастерство» Белега не очень похоже на оказание первой помощи, вроде той, что делал Маблунг – явно здесь нечто большее. Правда, некоторые эпизоды можно объяснить тем, что у Белега был с собой подарок Мелиан - запас лембас Дориата. Кроме того, из вышесказанного видно, что упоминание об «искусном целителе» стоит в описании самоисцеления Белега, который был «могуч среди эльфов». Однако как минимум один случай не объясняется ничем, кроме целительского умения, и это – случай с раненым разбойником: «Весной того года Андрог презрел проклятие Мима и снова взял лук, отправившись с ним на вылазку из Бар-эн-Данвед; и в той вылазке он был ранен отравленной орочьей стрелой; обратно его принесли при смерти. Но Белег исцелил его от этой раны» («О детях Хурина»)»
Похоже, все-таки, что случай Белега так и остается не вполне объяснимым с точки зрения «Законов и обычаев».

*
Кроме случаев успешных исцелений, в текстах описаны и целительские неудачи. Например, Гвиндор, так и не оправившийся после плена (*- см. сноски в конце текста) В тексте «О детях Хурина» сказано, что Гвиндор лишился левой кисти во время побега, но целительская неудача заключалась не только в этом:
«Тогда Белег разбудил спящего и дал ему лембас, и спросил, какая судьба привела его в это ужасное место; и он назвался Гвиндором, сыном Гуилина.
С печалью смотрел Белег на него – согбенную и робкую тень прежнего облика и нрава того лорда Нарготронда, кто в Битве Бессчетных Слёз пробился к самым дверям ангбанда – и там был пленён.
/…/ Гвиндор же получил маленький меч от одного из работавших в кузне; и, работая in a stone-gang, он внезапно напал на стражей. Он бежал, но ему отрубили одну руку(/кисть? – hand), и теперь он, обессиленный, лежал под огромными соснами Таур-ну-Фуин.
/…/ Гвиндору оказывали пренебрежение, поскольку он больше не был более среди первых во владении оружием, и силы его были малы; и боль в искалеченной руке часто возвращалась к нему
. («О детях Хурина»)»

Кроме Гвиндора описаны еще как минимум два случая, в каждом из которых видно, что повреждение затрагивает не только тело, но и дух пострадавшего – и чаще всего причина неудачи коренится именно в повреждении духа. Это во-первых, Келебриан, жена Элронда:
«…она попала в засаду на перевале Багровый Рог, и ее сопровождающих рассеяли внезапно напавшие орки, она же была схвачена и утащена прочь. Элладан и Элрохир шли по ее следам и спасли ее, но не раньше, чем она претерпела пытки и получила отравленную рану. Ее привезли назад в Имладрис, и хотя Элронд исцелил ее тело, душа ее утратила всякую радость в Средиземье, и в следующем году она ушла в Гавани и отплыла за море». («ВК, Прил. А. (III).»)

А кроме того – уже упоминавшийся Белег. Вот описание исцеления Белега майэ Мелиан:
…чтобы в Тысяче Пещер
Он был полностью исцелен чарам рук
Мелиан Маблуи, лунной королевы.
Прежде чем прошла неделя, его раны были исцелены,
Но сердечную тяжесть эти снежно-белые руки
Не успокоили и не смягчили
, и, печальный,
Он отправился в лес…

(Лэ о детях Хурина, 725ff)

Следует отметить, что случаи так называемого «исцеления фэа» или «исцеления силой фэа» (кроме случаев самоисцеления) в основном связаны с майар и их потомками. Это уже упомянутая Мелиан, это Гендальф, исцеляющий сломленный дух Теодена и это Лютиэн и ее потомки – в частности Элронд и Арагорн.

*
Рассматривая сложные случаи исцеления, следует вернуться к «Лэ о Лейтиан» - к эпизоду исцеления Берена от раны стрелой. Выше процитирован отрывок, упоминающий «песню, останавливающую кровь», теперь рассмотрим продолжение этого же эпизода:

«Упала тень мрачных гор.
Затем взошел над темным Севером
Серп Богов, и каждая
Его звезда сияла в ледяной ночи,
Сверкая белым и холодным блеском.
У земли же виден свет
Вылетающих красных искр:
Под переплетенными ветвями у огня
Из трещащих поленьев и вереска, -
Там лежал Берен, объятый дремотой,
Блуждая и странствуя в снах.
Тревожно склонившись над ним, не спит
Прекрасная дева; она утоляет его жажду,
Вытирает лоб, и медленно напевает вполголоса
Песню, более могущественную, чем были
С тех пор записаны в рунах целительского знания
.
Медленно проходят ночные часы.
Подкралось серое, туманное утро,
От сумерек неохотно переходя в день.
Тогда Берен проснулся и открыл глаза,
Встал и воскликнул: «Под иными небесами,
В землях более ужасных и неизвестных
Я долго блуждал, казалось мне, один,
В глубокой тени, где обитают мертвые;
но постоянно голос, который я хорошо знаю,
подобный колоколам, виолам, арфам, птицам,
подобный волнующей музыке без слов,
звал меня, звал меня сквозь ночь,
чарами вернув меня снова к свету!
Рана исцелена, и боль ушла!
»
(XVIIb Healing Beren of arrow-wound)


Здесь наиболее полно описано то, что в последствии будет делать Арагорн в Гондоре (только без пения), то, что на играх очень часто случается делать целителям «высокого уровня» или эльфийским лордам в отношении своих верных – а именно: призыв фэа вернуться в мир живых. Однако нигде в текстах нет упоминания о том, что кто-то еще мог сделать что-то подобное («песня, более могущественная, чем были с тех пор записаны в рунах целительских знаний»), кроме Лютиэн и ее отдаленных потомков, вернее – одного конкретного потомка.

В тексте присутствует описание собственно песни, однако дано оно от Берена, так что неизвестно, действительно ли в песне не было слов, или все же какие-то слова Лютиэн произносила.
Кроме этого эпизода Лютиэн «касаньем своей руки исцелила зимнюю старость Тингола» (Сильм. «О Пятой битве») – и это, в принципе, можно тоже отнести к «исцелениям фэа»

*
Теперь же можно приняться за рассмотрение наиболее обширных источников – а именно ВК и сопутствующих текстов.
Для начала хочу коснуться эпизода на Заветери – ранение Фродо моргульским клинком и то, как в этой ситуации действуют Арагорн и, позднее, Элронд.
«Увы! – воскликнул он. – Этот проклятый клинок и нанес рану. Немногие ныне искусны в целительстве достаточно, чтобы противостать столь злому оружию. Но я сделаю, что смогу.» (ВК, «Бегство к броду»)
В этой фразе ясно слышна неуверенность Арагорна, от которой не остается и следа к моменту его появления в Минас-Тирите.
Следующие цитаты описывают собственно действия Арагорна:
«Он сел на землю, положил на колени черную рукоять и пропел над нею медленную песнь на незнакомом языке. Потом отложил рукоять в сторону, повернулся к Фродо и тихо проговорил ему какие-то слова, которые остальные не расслышали. Из поясной сумки он извлек длинные листья какого-то растения (…дальше рассказ про ацелас) Он бросил листья в кипящую воду и промыл плечо Фродо. Благоуханние отвара освежало, и те, кто не был ранен, почувствовали, как их разум успокоился и прояснился. Трава оказала действие и на рану, и Фродо почувствовал, что боль и ощущение ледяного холода немного утихли» (ВК, та же глава)
В этой же главе есть требование Арагорна «держите его (Фродо) в тепле!». Перечисленные методы очень похожи (до прямых совпадений – отвар снимает боль, целитель произносит «какие-то слова», «песня на незнакомом языке», правда, пропетая над оружием, а не над раной) на те, что описаны в «Лэ о Лейтиан», в эпизоде исцеления Берена от раны стрелой. (см. выше).
Следом, по ходу истории, мы видим, в пересказе Гэндальфа, работу Элронда:
«Элронд искусный целитель, но оружие нашего Врага смертоносно. По правде сказать, у меня было мало надежды, поскольку я подозревал, что обломок клинка остался в твоей закрывшейся ране. Но его не удавалось найти до прошлой ночи. Тогда Элронд извлек обломок.» (**)

Итак, перед нами два наиболее часто упоминаемых в ВК целителя. Сопоставляя личности Арагорна и Элронда с положением из Законов и обычаев можно заключить, что перед нами явные «сложные случаи», с которыми надо разбираться подробнее.

В первую очередь – оба они воины. Элронд участвовал в Войне Гнева, в сражениях в Эрегионе, в войне Последнего союза – это то, что известно точно. И при этом он упомянут как «величайший целитель из ныне живущих» (ВК). Если в случае Арагорна можно было бы обосновать его целительские способности тем, что «у людей иначе», то Элронд – явное и несомненное исключение. Что же касается людского «иначе», то можно видеть, что Арагорн использует эльфийские целительские методы, что тоже не позволяет просто отнести его к людским лекарям. Кроме того, у них есть общее, что подтверждает фраза Арагорна: «Если бы здесь был Элронд! Он – старший из всего нашего рода (the eldest of all our race), и сила его больше» (ВК, «Палаты исцеления»). Здесь практически подтверждается причина «особенности» как Элронда и его детей Элладана и Элрохира, так и самого Арагорна – их род, который они оба ведут от Лютиэн.
То, что делает в Гондоре Арагорн, возвращая к жизни Фарамира, Эовин и Мерри, относится к искусству целительства, но включает в себя нечто большее, чем простое (или даже по-эльфийски сложное) исцеление раненых. Сравнивая цитаты (см. приложение 3) можно видеть почти дословные совпадения описаний того, что и как делает Арагорн и того, что и как делает – Лютиэн. Можно предположить, что подобного рода способности обусловлены силой айнур. Однако у нас нет упоминаний о том, что всему роду потомков Лютиэн была присуща способность призвать фэа в мир живых от порога смерти. Возможно, что подобный дар был у потомков Элроса, но упоминаний об этом нет.

Однако есть еще один момент, который необходимо, с моей точки зрения, учитывать. Это хорошо известное «Руки Короля – руки целителя». Возможно, эта гондорская пословица явилась одной из причин столь частого на играх отыгрыша «целительства наложением рук» и заодно идеи о том, что любой лорд – целитель по умолчанию. Но, судя по данным источников, наложение рук, как целительский метод, не упоминается нигде, и ни один из эльфийских лордов, кроме Элронда – потомка Лютиэн, не назван целителем. Тем не менее, подтверждение пословицы так же можно увидеть по разнице в том, как действует Арагорн на Заветери и как – в Гондоре. Возможно, что причина этой разницы заключается в том, что к моменту появления Арагорна в Гондоре он уже принимает на себя часть власти Короля – и этой властью вправе призвать фэар Фарамира, Эовин и даже Мэрри, а после – Сэма и Фродо.

*
Итак, выводы.
По корпусу текстов получили подтверждение следующие тезисы:

- эльфы используют для исцеления ран лекарственные травы в виде мазей и отваров;
- эльфы используют целительную силу воды;
- у некоторых из созданных эльфами артефактов (камней и колец) так же есть целительные свойства;
- целительными свойствами, а не только способностью поддерживать силы, обладает лембас;
- эльфы обладают способностью к самоисцелению, не подвержены болезням и способны переносить большие, нежели люди, нагрузки;
- эльфийские целители используют некие особые песни для воздействия на хроар и подобная практика является, скорее всего, обычной.

Не получили подтверждения тезисы о целительских способностях эльфийских лордов (ни одного упоминания по корпусу текстов, за исключением Элронда, который относится к несколько иной группе).
Не получили полного подтверждения тезисы том, что многие эльфы способны к исцелению фэар и/или силой фэа. В текстах прямо упомянуты только майар – Мелиан и Гэндальф – и потомки Мелиан: Лютиэн и ее род. Больше прямых упоминаний нет. Однако в данном случае нельзя полностью исключить возможность подобных случаев – т.к. нет и прямого опровержения. По крайней мере Белег пытается исцелить от безумия Турина – с помощью вод озера Иврин, так что, вероятно, подобные случаи бывали, возможно, для них эльфами использовались какие-то иные методы.
Нет упоминаний о передаче целителями неких "сил" своим пациентам.
Упоминание людьми Бретиля Маблунга как целителя, не в полной мере может служить опровержением тезиса о невозможности воина оказывать медицинскую помощь, однако и не подтверждает обратного, т.к. речь, скорее всего, именно о больших, нежели у Эдайн, знаниях и умении обрабатывать раны.
Многократное упоминание Белега-целителя так и не удалось в полной мере соотнести ни с каким из положений «Законов и обычаев», по всей вероятности понять, каким образом он был способен исцелять достаточно тяжелые раны (как свои, так и разбойников) на основании текстов невозможно. Предположения разной степени логичности прямых подтверждений в текстах не находят, только косвенные и умозрительные.
Нет упоминания о «исцелении наложением рук». Пословица, вероятно, отражает не столько умение, сколько право людских (только) Королей призывать обратно в мир живых фэар тех, кто близок к порогу смерти. Однако этот тезис требует более детального анализа.

*
В заключение хотелось бы предложить несколько рекомендаций по отыгрышу эльфийского целительства на играх.

Во-первых, не стоит забывать о том, что эльфы использовали вполне материальные лекарственные средства для оказания помощи раненым и больным – травы, отвары, мази.

Во-вторых, можно так же использовать для моделирования «целительских песен» собственно песни, стихи (это с успехом применялось на игре «Апокриф») или ритмическую прозу – однако следует помнить о том, что у подобных методов есть свои сложности в применении. В частности, не все умеют петь и не каждые стихи можно прочесть и выслушать с должным выражением лица – возможно, стоит писать подобные «заклинания» заранее.

В-третьих, на мой взгляд, стоило бы свести к минимуму или вовсе перестать использовать эльфийских лордов в качестве универсальных лекарственных средств – этому нет никаких оснований в текстах. Возможно, Короли людей, как потомки Лютиэн, в большинстве своем обладали правом призыва, но упоминаний об этом нет, да и право не всегда указывает на способность этим правом воспользоваться.


Примечания:
1. – целебные мази («Там собралась толпа. чтобы встретить их, и когда они приблизились, шум поднялся в толпе, и некоторые принесли им мясо и прохладительные напитки и целебные мази и снадобья для их ран» - LT 2, «Легенда о Тинувиэли», после охоты Тингола и Берена на Кархарота);
- целительные воды: («…ее слёзы, падая с высот, когда она пролетала [над Гондолином], упали на равнину, как серебряные дождевые капли, и там, где они упали, пробился источник: Источник Тинувиэль, Эйтель Нинуи, самая целительная вода – до тех пор, пока ее не иссушило пламя». - т.5, комментарий к главе Квенты Сильмариллион «О Берене и Лютиен», фраза, исключенная Кристофером) и («…Воды озера Иврин вечно смеются. Его питают неиссякающие прозрачные источники и хранит от осквернения Ульмо, Господин Вод, что создан его красоту в древние дни». Тогда Турин опустился на колени, выпил той воды, и его слёзы наконец полились, и он был исцелен от безумия.» - «Дети Хурина») а так же река Нимродель, упомянутая в ВК («- Это Нимродель! - воскликнул Леголас. (…) Я омою в ней ноги, ибо говорят, что эта река исцеляет усталость. (…) Фродо стоял у берега, позволив воде обтекать его усталые ноги. Она была холодна, но само ее прикосовение было чистым, и он зашел в воду по колено, и почувствовал, что все следы долгого пути и вся усталость изчезли.» ВК, «Лотлориэн»);
- целительные свойства камней и колец, описанные на примере Элессара: «…руки владельца камня приносили исцеление всем, к кому прикасались.(…) «А перед тем, как уплыть, Идриль отдала камень своему сыну Эарендилю и сказала ему: - Элессар я оставляю тебе, ибо в Средиземье много страждущих и, может быть, он поможет тебе исцелять их. Только не отдавай его никому другому.
В Гаванях Сириона и в самом деле было много людей и эльфов, что нуждались в исцелении; даже звери бежали туда от ужасов Севера; и, пока Эарендиль жил среди них, все находили исцеление, и были здоровы и счастливы, и на время весь тот край расцвел и дивно преобразился
".(«Элессар», «Неоконченные сказания)»
и кольца Нэнья: «Когда Галадриэль носила Элессар, все вокруг становилось прекрасным, пока в Лес не явилась Тень. Но позже, когда Келебримбор прислал Галадриэли Нению, главное из Трех колец, она решила, что Элессар ей больше не нужен, и отдала его своей дочери, Келебриан, а от той он перешел к Арвен, и к Арагорну, которого прозвали Элессаром» («Элессар», «Неоконченные сказания»)»
- целительная сила отдыха («Нежная Эстэ, целительница ран и усталости – его супруга. Серы ее одежды; дар ее - отдых. (…) Из источников Ирмо и Эстэ все, кто живет в Валиноре, черпают бодрость; и часто сами валар приходят в Лориэн и находят там отдых и облегчение от бремени Арды» Сильм. «О Валар»)

2 – По поводу собственно исцеления Гвиндора прямо не сказано ничего, кроме факта применения лембас. Пример же Маэдроса, дух которого сохранил «тень мук» все же относится скорее к удачным исходам, хотя бы потому, что тень не сломила того, в ком «пламень жизни ярко горел». Возможно, что тень даже стала причиной большего рвения в истреблении орков. («Тело его оправилось от мук и выздоровело, но тень мук осталась в душе; и меч в левой руке был более смертоносным для врагов, чем некогда в правой» Сильм. «О возвращении Нолдор»). Однако, полного подтверждения тому, что здесь второе есть следствие первого, в тексте, разумеется, нет.

3. для сравнения:
Лютиэн
…лист, -
Главный среди всех исцеляющих трав,
Что растет, вечнозеленая, на лесных полянах
С длинным и сероватым листом.

/…/
Там лежал Берен, объятый дремотой,
Блуждая и странствуя в снах
.
Тревожно склонившись над ним, не спит
Прекрасная дева; она утоляет его жажду,
Вытирает лоб, и медленно напевает вполголоса
Песню, более могущественную, чем были
С тех пор записаны в рунах целительского знания.
Медленно проходят ночные часы.
Подкралось серое, туманное утро,
От сумерек неохотно переходя в день.
Тогда Берен проснулся и открыл глаза,
Встал и воскликнул: «Под иными небесами,
В землях более ужасных и неизвестных
Я долго блуждал, казалось мне, один,
В глубокой тени, где обитают мертвые;
но постоянно голос
, который я хорошо знаю,
подобный колоколам, виолам, арфам, птицам,
подобный волнующей музыке без слов,
звал меня, звал меня сквозь ночь,
чарами вернув меня снова к свету!
Рана исцелена, и боль ушла
! (…)»

Арагорн
… время от времени он призывал Фарамира, но зов его звучал все тише, как бы издалека, будто он и сам удалялся от них, уходя в какую-то темную долину, и искал того, кто там заблудился.
Наконец прибежал Бергил с шестью длинными листьями в тряпице.
/…/ …он опустил листья в принесенную чашу с кипятком, и у всех посветлело на душе: пахнуло росистым утром при неомраченном солнце в том краю, о котором даже сиянье земной весны - лишь бледное напоминанье. Арагорн легко поднялся на ноги и с улыбкой в глазах поднес чашу к лицу спящего Фарамира.
/…/
Вдруг Фарамир пошевелился, открыл глаза, увидел склоненного над ним Арагорна - и взгляд его засветился радостью узнаванья, и он тихо промолвил:
- Государь, ты звал меня. Я пришел Что прикажет король?
- Очнись и не блуждай более в сумраке, - сказал ему Арагорн. – Ты устал. Отдохни пока, подкрепись и будь готов, когда я вернусь.

сноски:
* - Маэдрос Леворукий не вполне корректный пример, т.к.о нем сказано, что «со временем его тело исцелилось», а отрубленную руку вырастить заново эльфы не могут, согласно «Законов и обычаев» и «Атрабет», авторского примечания (там указание на «руку» прямое) Ф.

** - в переводе Муравьева и Кистяковского следующая фраза звучит как «он уже ушел глубоко и подбирался к сердцу», но в оригинале про локализацию обломка нет ничего, зато есть фраза "and it was working inwards" - примерный перевод как «и уже работал, действовал изнутри». Так что нет оснований считать, что Элронд проводил хирургическую операцию на сердце, хотя, с другой стороны, не ясно, каким образом обломок был извлечен так,что за один день от раны не осталось следов. Возможно, Элронд как-то поспособствовал ускоренному заживлению разреза, но конкретно ничего сказать нельзя – Ф.
About this Entry
spring
[User Picture Icon]
From:gwailome
Date:Декабрь, 14, 2007 06:13 (UTC)
(Линк-на-тред)
Фред, два момента
1. Рану Фродо исцеляли не только Арагорн и Элронд - первым был все-таки Глорфиндел
"...Увы, раны, нанесенные таким оружием, я не в силах исцелить, но сделаю, что смогу...
Он пальцами исследовал рану Фродо, и лицо его омрачилось, словно то, что он обнаружил, обеспокоило его. Но Фродо почувствовал, что холод немного отпустил руку и левый бок, и вслед за плечом потеплела и рука. Вечерние сумерки слегка рассеялись, словно кто-то отдернул туманную завесу. Он яснее увидел лица друзей, и к нему вернулась толика надежды и силы" (перевод мой - Г.)

2. Гри-Гри абсолютно правы в переводе абзаца про осколок Моргульского кинжала, поскольку слово inwards обозначает направление _движения_, а не место действия (тогда было бы скорее inside). И осколок, таким образом, именно что "упорно продвигался к своей цели"
[User Picture Icon]
From:fredmaj
Date:Декабрь, 14, 2007 08:57 (UTC)
(Линк-на-тред)
Гвай, такая загвоздка: в описании того, как действует Глорфиндель, я не нашел ничего, характеризующего это иименно как _целительский_ метод. То есть "сделаю, что смогу" не равно "попробую подлечить". Правда, нельзя и отрицать этого, но тем не менее - тут больше похоже на продвинутую диагностику:-)
а по второму моменту - при любом раскладе в тексте нет указания на _локализацию_. Целью отломка могло быть и не сердце вовсе.
[User Picture Icon]
From:arthoron
Date:Декабрь, 14, 2007 11:38 (UTC)
(Линк-на-тред)
В избранное, спасибо!
[User Picture Icon]
From:grachonok
Date:Декабрь, 14, 2007 14:40 (UTC)
(Линк-на-тред)
Фред, "вправе" таки пишется слитно:). (Ну да, я зануда:)).

ЗЫ Мое письмо-то тебе падало?
[User Picture Icon]
From:fredmaj
Date:Декабрь, 14, 2007 21:44 (UTC)
(Линк-на-тред)
Вот же еж, так я это и не вычитал...
А письмо - ага, да, получил, ты извини. что ответить не успел... Да, я посмотрел, но по твоей схеме у меня получился бы несколько другой доклад, по чуть другой теме.
Так что ты извини, что попросил рекомендаций и не - но если действительно переделывать так, то и тема будет другая и переписывать придется чуть ли не весь объем... поэтому я пошел на поводу у лени:-)
[User Picture Icon]
From:eregwen
Date:Декабрь, 14, 2007 15:56 (UTC)
(Линк-на-тред)
Спасибо! Давно хотела прочесть. :)

Ты считаешь, что Элронд - исключение, поскольку и воин, и целитель? Мне кажется, дело может быть в том, что Элронд к описываемому моменту давно уже не брал в руки оружия.. Или же мы об этом не знаем. Элладан и Элроир - те ведут активный "военный" образ жизни, а сам Элронд, как я понимаю, при этом остаётся в Ривенделле.
[User Picture Icon]
From:fredmaj
Date:Декабрь, 14, 2007 21:48 (UTC)
(Линк-на-тред)
Знаешь, да, я считаю так, что исключение именно по этому пункту. Собственно - он не брал в руки оружия как минимум с войны Последнего Союза (этому есть упоминания, прочее можно предположить по логике - и тогда получится несколько меньший срок), но те же Элладан и Элроир действуют в Гондоре тоже как целители. А уж они вполне воевали и недавно.
[User Picture Icon]
From:kemenkiri
Date:Декабрь, 14, 2007 19:00 (UTC)
(Линк-на-тред)
Кипила 8й том, это еще одна порция черновиков ВК. Просмотром на слово "ацелас" обнаружила еще и (не вошедший в окончательную версию) эпизод, где Арагорн лечит рану теоденовского коня... Многопрофильный был целитель!
[User Picture Icon]
From:fredmaj
Date:Декабрь, 14, 2007 21:54 (UTC)
(Линк-на-тред)
Ого! Круто - еще и Меондилю нашему коллега:-))
[User Picture Icon]
From:ivry
Date:Декабрь, 15, 2007 00:54 (UTC)
(Линк-на-тред)
Была ли Галадриэль целительницей? Элессаром владела, лембас пекла... Ученица Мелиан. Гэндальфа вернула к жизни, когда тот почти отлетел.
[User Picture Icon]
From:ivry
Date:Декабрь, 15, 2007 00:55 (UTC)
(Линк-на-тред)
Еще вопросец вдогонку. Мог ли сам мастер, изготовивший Элессар, быть целителем?
[User Picture Icon]
From:falathil
Date:Декабрь, 15, 2007 19:41 (UTC)
(Линк-на-тред)
Спасибо. Очень интересный текст, и такой... концентрированный, я бы сказала: очень четко сводит воедино все известное.
[User Picture Icon]
From:koshkopjos
Date:Декабрь, 17, 2007 22:16 (UTC)
(Линк-на-тред)
я немного не теме сообщества. Но в тему хочу предложить посмотреть ещё кое-что из моего. Пинать эльфийскими сапогами меня можно, но бессмысленно:
http://koshkopjos.livejournal.com/tag/lothelen%27

http://koshkopjos.livejournal.com/tag/%D0%90%D1%80%D1%8D%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0

оно росло отсюда: http://koshkopjos.livejournal.com/tag/rei
не взыщите, если что.
Ло.
[User Picture Icon]
From:otcharowannaya
Date:Декабрь, 19, 2007 13:50 (UTC)
(Линк-на-тред)
Очень интересная статья.
И проделана огромная работа.
Спасибо.
[User Picture Icon]
From:hild_0
Date:Январь, 10, 2008 19:45 (UTC)

Пусть будет тут.

(Линк-на-тред)
Спасибо большое за очень интересный доклад.
Насчет лордов – целителей , т.е. эльфийских лордов. Если сказано только про Арагонра, то откуда эта идея? Что могут Люди, то и Эльфы, по умолчанию?
С другой стороны я могу себе представить, что лорд может попросить какого-то дружинника не умирать и, возможно, это как-то поможет тому собраться с силами и сделать почти невозможное. «Вау, сам Лорд просит меня остаться!» «Лорд просит – я не могу его разочаровать». Ну как если просит кто-то очень нам важный и дорогой – плюс все, что писали об отношениях лорда и его дружины.
И что почти любой эльфийский лорд мог в юности изучать целительство. Среди прочего. Если это оговорено в его заявке. Другое дело, что все они – воины, и насколько в данном конкретном лорде сохранилась упомянутая «целительская сила» - решать мастеру игры. Рискну предположить, что это может зависеть как от того, насколько часто и интенсивно он сражался, от того, на сколько он – как это сказать, «маньячил»? От ярости его, от того, насколько конкретному лорду (или просто воину?) это нравилось? Вообще от его личности?
Не могло ли быть что-то подобное с Белегом?
«уменьшает целительную силу» - опять же, неясно, какой механизм этого уменьшения (и не сказано, что она совсем пропадает – возможно ли, что что-то все же остается, есть ли какая-то часть, что не исчезает (разве только там все совсем плохо?)
И – значит, какая-то «целительская сила» таки есть, не совсем понятно, что это такое, на чем основано (но скорее не на медикаментах, а на чем-то именно внутреннем). Вопрос, как такое изображать на играх делать ли это вообще.
Предположение о песне очень понравилось. Самим фактом.
С Белегом – да, возможно, что так.
Что Ты думаешь о таком варианте? Бред или не совсем?
Интересно, что разбойникам Турина лембас и прочее таки помогало.

История Гвиндора. Меня всегда цепляла эта фраза про пренебрежение. Вернулся, искалеченный, но живой, радоваться надо, не получается вылечить... он-то тут в чем виноват? Не могут эльфы, не должны с пренебрежением относиться к ому-то только из-за этого. Или что-то там очень сильно не так. Не знаю, не могу понять, но ощущение, что это неправильно и дурацкая мысль – а не могло ли это «не так» стать одной из причин неудачи целителей?

«Следует отметить, что случаи так называемого «исцеления фэа» или «исцеления силой фэа» (кроме случаев самоисцеления) в основном связаны с майар и их потомками.»
- Логично. Хотя нигде не сказано, что это было именно способностью майар, а в сочетании с теми словами ЗиО дает то, что дает – мы не может отрицать, что что-то было.
Про Элронда – еще одна имха дурацкая (что-то сегодня день урожайный;-) Элронд воевал, да. Упоминаются ли его целительские таланты ДО Третьей эпохи? Может ли быть так, что он стал целителем именно в Третьей? Может ли вообще так быть, что живет себе эльф-воин, ну или участвующий в боях по мере надобности, а потом случается у него в жизни какой-то поворот и решает он бросить это дело и учиться целительству?

«Возможно, что причина этой разницы заключается в том, что к моменту появления Арагорна в Гондоре он уже принимает на себя часть власти Короля»
- Да, возможно. Ряд его предков, строго говоря, королями не был. Как и эльфийские лорды в количестве.

«Во-первых, не стоит забывать о том, что эльфы использовали вполне материальные лекарственные средства для оказания помощи раненым и больным – травы, отвары, мази.»
- Так, вроде, мы и использовали... А если кому весело делалось от валерьянки, так

«В-третьих, на мой взгляд, стоило бы свести к минимуму или вовсе перестать использовать эльфийских лордов в качестве универсальных лекарственных средств»

«со временем его тело исцелилось»
- Было исцелено, нет? А что именно не корректно?